ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

З.У.Колокольникова, О.Б.Лобанова

 

Роль музея «История развития образования в России» в формировании социокультурного опыта будущего учителя: из опыта работы

 

Актуальность обозначенной темы  определяется современной социо-культурной ситуацией в России. В новых исторических условиях развития российской государственности одной из важных проблем является необходимость обеспечения единства и целостности России. Отсюда вытекает необходимость формирования и пропаганда идей духовного единства, культивирования чувства патриотизма, распространение знаний об истории нашей страны. В этой связи резко возрастает, на наш взгляд, роль музейной педагогики и разных типов музеев  в решении проблемы  формирования социокультурного опыта будущего учителя и большое значение здесь  имеет опыт взаимодействия педагога и студентов, студентов и учащихся в процессе социокультурной деятельности музея.

О воспитательном потенциале музеев  можно судить по научным исследованиям В.М.Грусман,  А.А.Змеул, Л.М.Киреевой, Г.И.Сингатулиной, М.Г.Чесняк  и др. Авторы на обширном фактическом материале показывают, что музейные экспозиции транслируют социально-значимую информацию, оказывают влияние на воспитание патриотических качеств, и в целом, способствуют формированию социокультурного опыта школьников и студентов. В формировании социокультурного опыта школьников и студентов средствами музейной педагогики, исследователи выделяют различные аспекты:

  • музей как социокультурный феномен (Агапов О.Д.,
    Гнедовский М.Б., М.С.Каган, Д.А.Равинкович);
  • музей как социокультурный институт (Е.М.Акулич);
  • социально-культурная деятельность музея (М.А.Ариарский, Т.А.Тарханова).

В рамках нашего исследования мы будем рассматривать формирование социокультурного опыта будущего учителя в процессе социокультурной деятельности музея «История развития образования в России». Под термином «социокультурная деятельность музея» вслед за Т.А.Тархановой, мы будем понимать процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя музейная деятельность, имеющая свои собственные функции, цели, средства, результат.

Музеи как учреждения культуры, осущест­вляют сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства [1]. Музеи удовлетворяют познава­тельные и образовательные потребно­сти личности, способствуют формированию социокультурного опыта. На сегодняшний день существует разные типы музеев: краеведческие, исторические, литературные, вузовские, школьные и др.

Специфична деятельность музея «История развития образования в России», организованного при кафедре педагогики и психологии Лесосибирского пединститута – филиала Сибирского федерального университета. Если в краеведческих, вузовских и др. учреждениях подобного типа  музейная деятельность осуществляется специалистами, то здесь деятельность музея организована иначе: главное отличие состоит в том, что  как активные создатели музея выступают студенты. Они самостоятельно осущест­вляют сбор экспонатов, участвуют в научных исследованиях и проектной деятельности, выступают в роли экскурсоводов, тем самым удовлетворяют познава­тельные и образовательные потребно­сти самих студентов и школьников, для которых организуют циклы экскурсий. Общее руководство деятельностью музея осуществляют доценты кафедры (преподаватели истории педагогики).

Музей «История развития образования в России» обладает достаточно большим  потенциалом воспитательного воздействия на студентов и школьников. Участие в творческо-поисковой работе, знакомство с историческими фактами помогают студентам узнать историю  изнутри, понять, как много сил  вложили их предки в образование и культуру региона и страны в целом. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному  наследию. Именно это способствует воспитанию  патриотизма и любви  к своему Отечеству, к малой Родине. Музей дает возможность студентам реализовать  свои силы в разных видах научной, технической, прикладной и общественной деятельности.

Музей позволяет «примерить» различные социальные роли, у студентов появляется дополнительная возможность  выступать в качестве исполнителя (осуществляя подготовку музейной экспозиции) и учителя (проводя экскурсии для школьников).

Экспозиция  музея - результат  творческой работы студентов и руководителей музея.  Первичным элементом  экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Конечно, следует стремиться к тому, чтобы экспозиция была оформлена грамотно, однако заметим, что в данном случае  экспозиции не копируют профессиональное оформление государственных музеев. Особое место имеет музейная экскурсия как одна из основных форм работы  со студентами и школьниками, создающая условия для формирования социокультурного опыта. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня, имеющих разную степень подготовленности. Здесь важно, чтобы экскурсия была построена с умелым выбором экспонатов,  применением различных приемов их показа, что будет способствовать раскрытию содержания экспозиции с различной степенью детализации и т.д.

В условиях музея студенты совершенствуются в научно-исследовательской деятельности:  выбирают  и формулируют темы исследования, производят ее историографический анализ, занимаются поиском и сбором источников и экспонатов.  Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры,   знакомясь с документальными  объектами в музеях и архивах, студенты получают более конкретные и образные представления по истории и  культуре своего города, региона, страны. Видят связь  истории  малой Родины и истории России.  В процессе исследовательской деятельности студенты овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – знаниями из учебных дисциплин (музыка, изобразительное искусство, литература и др.), не предусмотренных вузовской программой. Например, студенты физико-математического факультета в ходе подготовки музейных экспозиций музицируют, читают наизусть стихи и прозу, рисуют, участвуют в театральных постановках и др.

Музеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформального образования. Опрос посетителей музеев показывает, что главной функцией музея считают образовательную и функцию получения новой информации и только потом - развлечение. По опросам, проведенным в музее «История развития образования в России», выяснилось, что посетители, кроме созерцания экспонатов и слушания экскурсовода, хотели бы заняться в музее творчеством, участвовать в конкурсах и играх, театрализованных празднествах.

Каждая экспозиция в музее «История развития образования в России» неповторима, ибо она включает часто единственные в своём роде документы и предметы, зачастую изготовленные самими студентами (модели школьной формы, макеты учебных заведений, канцелярские принадлежности разных исторических периодов и др.). Экспозиции представляют собой выступления студентов с результатами творческо-поисковой работы с элементами театрализации и конкурсных программ, с учетом возрастных групп школьников, которые посещают музей. Различные методические приемы и формы экскурсионной пропаганды основываются на главной цели экскурсии: в ходе ее важно помнить об удовлетворении потребности школьника в активности и наглядности при освоении новых знаний. Школьники имеют возможность примерить костюмы различных исторических эпох, прикоснуться к экспонатам, почитать детские книги Х1Х века, написать письмо гусиным пером, поиграть на пионерском горне и барабане, научиться завязывать скаутский галстук  и др.

Отметим, что  музейные экспозиции, как правило,  посвящены какой-либо историко-педагогической  проблеме региона («История развития образования в Енисейской губернии»), страны в целом («История развития педагогического образования в России», «Детские и молодежные организации России ХХ века»),  либо определенному историческому периоду («Просветительская деятельность декабристов в Сибири») и даже отдельному событию («200-летие Александровского лицея»).

Таким образом, вовлечение студентов педвуза в различные аспекты  социокультурной деятельности музея «История развития образования в России» создают условия для формирования социокультурного опыта будущих учителей.

 

Литература:

  1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, Л.С.Глебова и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-150 с.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz