ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Загузина Н.Н.

соискатель кафедры педагогики

РГПУ им. А.И. Герцена

(Санкт-Петербург)

 

Профессиональное самоопределение старших школьников как объект педагогического исследования

 

Психология старших школьников характеризуется переходным критическим периодом, который завершается возникновением особого личностного новообразования – самоопределения. Самоопределение старшего школьника формируется в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию взрослого, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в повседневной школьной жизни [2].

Самоопределение человека происходит в условиях глубоких в стране перемен в политической, экономической и социальной сфере, которые вызывают огромные изменения человека, живущего и действующего в этой новой ситуации. Речь идет об изменениях восприятия ритмов и скорости приобретения информации, пространства деятельности, структуры отношений, в том числе о разрушении многих норм и принципов поведения.

От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии [2].

В последние годы происходят принципиальные изменения ситуации профессионального самоопределения молодёжи [1], которые проявляются: в изменении профессиональной структуры, сопровождающемся увеличением или уменьшением значимости каждой профессии в обществе (ежегодно в перечнях профессий исчезают старые и появляются новые профессии и специальности); в изменении содержания и требований к профессиональной деятельности в процессе внедрения новых технологий; в возникновении новых профессий или смене их названий, связанном с неопределенностью и изменчивостью понимания самой сути профессии, с путаницей в понятиях «занятие», «профессия», «специальность», «должность», «квалификация»; в неясности перспектив развития в нашей стране ряда отраслей производства, плохом материальном обеспечении сфер науки, культуры, образования, сопровождающимся определенным спадом в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений.

          Эти изменения происходят непрерывно под воздействием перемен, происходящих в социально-экономической и культурной среде общества, и создают проблемы в содействии старшим школьникам в их профессиональном самоопределении. Среди новых социально-педагогических проблем исследователи особо следует выделить [1]:

  • выбор школьником дальнейшего образования в условиях изменяющейся структуры и содержания общего, среднего и высшего профессионального образования на более ранней (основной) ступени школьного образования;
  • выбор профессии в условиях изменяющейся профессиональной структуры, размывающей представления школьников о профессии как общественно-историческом явлении и конкретных профессиональных видах деятельности;
  • осложнение профессиональной ориентации школьников в условиях развивающегося рынка труда, для которого характерны высокие требования к профессионализму потенциальных работников: конкурентоспособность, социальная и психологическая адаптация, образовательная и профессиональная мобильность.
  • недостаточное взаимодействие общеобразовательных учреждений с высшими учебными заведениями по созданию условий профессионального самоопределения школьников.

Анализ современной психологической и педагогической литературы позволил утверждать, что проблемы  профессионального самоопределения школьников нашли широкое отражение в научных исследованиях. В социологии эти вопросы изучались с точки зрения: развития общества и образования (Б.М. Бим-Бад,  Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский и др.), социализации личности и её рефлексии в аспекте образования (В. Франкл, Э. Фромм), социальной адаптации  личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн) и её социальной зрелости (Г.М. Андреева, Д.А. Леонтьев и др.).

С позиций историзма, этапности развития, в непрерывной связи общего и политехнического образования, трудового воспитания и профессионально-трудовой подготовки дан теоретический анализ проблем профессионального самоопределения молодёжи в трудах: П.Р. Атутова, Н.И. Бабкина, С.Я. Батышева, Э.Г. Костяшкина,  С.Н. Чистяковой и др.

В психологии основополагающими в исследовании профессионального самоопределения стали идеи деятельностного подхода к личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); направленности личности (Л.И. Божович, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн); положения гуманистической психологии о человеке как субъекте своей жизни (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки, Э. Эриксон), самореализации (И.С. Кон) и саморазвитии личности (В.И. Андреев, О.С. Газман, Л.Н. Куликова).

В исследованиях Т.М. Гордиец выявлены подходы к раскрытию взаимосвязи педагогического процесса и процесса профессионального самоопределения. В работах В.Ф. Сахарова,  В.В. Серикова,  А.С. Нисимчук,  Т.В. Кудрявцева выявлены потенциальные возможности каждого элемента педагогической системы для профессионального самоопределения учащихся. Формирование умений профессионального самоопределения в познавательной деятельности учащихся рассматривается в работах Е.М. Павлютенкова, А.В. Сухарева, Э.А. Фарапоновой.  

Феномен профессионального самоопределения раскрыт в работах С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, В.А. Полякова, Н.С. Пряжникова, И.П. Смирнова, С.Н. Чистяковой и др.

Проблема профессионального самоопределения к настоящему времени являлась предметом ряда диссертационных исследований.

По педагогике: докторские Ф.В. Новшедная, 2002 - Теория и практика профессионального самоопределения будущего учителя; В.А. Черниговский, 2006 - Профессиональное самоопределение студентов технического университета  и кандидатские: В.Л. Шкляев, 2000 - Профессиональное самоопределение учащихся учреждений дополнительного образования; С.В. Стацук, 2000 - Профессиональное самоопределение студентов медицинского колледжа; В.Е. Мелехова, 2002 - Профессиональное самоопределение будущих специалистов социальной работы в условиях ВУЗа; Э.А. Тихонов, 2002 - Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования; В.Н. Шматко, 2005 -  Профессиональное самоопределение курсантов в учебном процессе военного института; О.Ю. Мондонен,  2005 - Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов; Е.В. Ярушина, 2006 Профессиональное самоопределение студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин; Л.А. Кравчук, 2008 - Педагогические условия развития профессионального самоопределения у старшеклассников в педагогическом процессе довузовской подготовки.

По психологии: Е.М. Борисова (докторская), 1995 - Личностный аспект профессионального самоопределения и кандидатские: М.Г. Угарова, 2006 -Особенности профессионального самоопределения студентов педагогического вуза; Н.В. Щеколдина, 2006 - Профессиональное самоопределение взрослых, включённых в повторный выбор профессии, Н.А. Богдан, 2009 - Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов.

По социологии: кандидатские диссертации: Д.И.  Ляхов, 2004 - Профессиональное самоопределение выпускников вузов на рынке труда; В.Н. Недайвозов, 2005 - Профессиональное самоопределение в моделях жизненного проектирования студентов технических колледжей; В.Ю.Дементьева, 2006 - Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города; В.Р. Дряхлова, 2009 - Развитие довузовской подготовки в системе непрерывного профессионального образования управленческих кадров.

Приведенный перечень исследований позволяет сделать вывод, что за последние десять лет проблема профессионального самоопределения студентов колледжей и вузов исследовалась достаточно широко.

Обзор диссертационных исследований по педагогике, психологии и социологии за период последнего десятилетия позволяет сделать вывод о том, что проблемы профессионального самоопределения личности находятся в центре внимания многих исследователей. Чаще рассматриваются вопросы профессионального становления будущего специалиста в колледже и вузе, проблемы довузовской подготовки к продолжению образования вузе.

Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно изучены возможности довузовской подготовки в содействии старшим школьникам в их профессиональном самоопределении.

Анализ ранее проведенных исследований показывает, что многие школы, вузы успешно решают задачи профессионального самоопределения школьников. Однако в массовой образовательной практике ориентация школьника на активное включение в процесс профессионального самоопределения выражается недостаточно. Чаще всего наблюдается недостаточный уровень  профориентационной работы в школах и вузах; недостаточное знание учителями, учащимися и их родителями, преподавателями вузов современного рынка образовательных услуг и рынка труда; дефицит специалистов для реализации профильного обучения и профессиональной ориентации.

Современная социокультурная ситуация привела к возникновению противоречия между потребностью современного, быстро меняющегося общества в социально зрелых, активных и самостоятельных выпускниках общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения деятельности взрослых субъектов образования (руководители школы и вуза, учителя и преподаватели, родители, социальные партнеры) по обеспечению готовности старшеклассников к выбору профессии и построению собственной жизненной и образовательно- профессиональной траектории.

Современная ситуация на рынке труда характеризуется изменчивостью, неопределенностью и нестабильностью развития мира профессий, в котором старшие школьники должны уметь ориентироваться.

Таким образом, наше исследование направлено на разрешение противоречий:

  • между имеющимися знаниями старшеклассников о мире профессионального труда и реальным состоянием мира профессий; рынка труда, требований к личности и деятельности в конкретно избранном виде профессиональной деятельности;
  • между природной потребностью подростков в профессиональном самоопределении и неготовностью выпускников школ к построению своего дальнейшего образовательного маршрута в соответствии со своими профессиональными намерениями;
  • между развивающимися профессиональными намерениями школьников и недостаточной разработанностью условий включения старших школьников в систему довузовской подготовки;
  • между имеющимися образовательными и профориентационными возможностями довузовской подготовки старших школьников к профессиональному самоопределению на базе высшего учебного заведения и отсутствием научно-методического обеспечения разработки содержания и процесса реализации соответствующих образовательных программ.

Современное развитие старшеклассника изменяет характер его общения и деятельности, сознания, и мышления, а также структуру педагогического взаимодействия с ним, формы и содержание образования, которые ему предлагаются, в том числе и на довузовском этапе высшего образования.

Данное обстоятельство требует расширения исследований, выявляющих закономерности социального и личностного развития старшеклассника, стоящего на пороге выхода его в самостоятельную взрослую жизнь, связанную с выбором будущей профессиональной деятельности.

Литература

 

  1. Балакирева Э.В. Профессиологический подход к педагогическому образованию концепция [Текст]: моногр. / Э.В. Балакирева; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб: Изд.-во РГПУ им. А.И.Герцена.- 2008.
  2. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире - тенденции и потенциальные возможности развития [Электронный ресурс]. – URL: http://snokompass.ucoz.ru/_ld/0/1_Feldshtein.00.0.pdf  [дата обращения – 30.09.2011]

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz