ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Н.В.Седова

 

Опытно-экспериментальная работа и исследовательская компетентность учителя

 

Перед государством и обществом стоит сложная задача в ходе партнерского сотрудничества экспериментально совершенствовать систему, характер, содержание и методы образования, подготовку педагогических кадров, стандарты образования и способы оценки их результативности, обеспечить высокий социальный и экономический статус педагога, «выращивать» новые формы практики.

Обновление российской школы путем модернизации образования имеет массовый характер и связано с широким распространением опытно-экспериментальной работы (ОЭР), выступающей в качестве средства разработки и освоения новшеств и одного из действенных механизмов развития школы.

Несмотря на большой размах ОЭР в школах, большинство экспериментов носит локальный характер, не оказывая глубокого влияния на образовательный процесс, при этом отдельные эксперименты слабо связаны между собой. ОЭР в школе нередко вообще не приводит к качественно новым результатам и, как правило, не обеспечивает выхода какой-либо научно-методической продукции. Кроме того, подавляющее большинство начинаний, называемых «экспериментом в школе», не обладает существенными признаками эксперимента, согласно исследованиям [2].

Названные проблемы показывают, что в практике ОЭР не обеспечивается и упускается важный фактор повышения ее результативности – предварительная подготовка учителя к проведению педагогического эксперимента, мотивации к его проведению и развитие у педагога исследовательской компетентности.

Рассмотрение различных подходов к понятию «исследовательская компетентность учителя» и условий его мотивации к участию в опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения, позволили выявить следующие положения.

Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научно-исследовательской деятельности. Суть исследовательской деятельности – это влияние достижений педагогической науки, инновационной деятельности на коллективный педагогический опыт и существующую систему педагогической деятельности каждого учителя, создание новой образовательной среды. Педагогическая деятельность требует высокого уровня педагогической и общей культуры, разносторонней подготовки. От инициативности учителя, его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций. Для школы, живущей в режиме развития, характерны исследования, эксперименты. Педагогические исследования в школе носят прикладной характер, они направлены на совершенствование и повышение результативности учебно-воспитательного процесса на основе разработок и освоения новшеств.

Исходя из того, что деятельность – это принципиально открытая система, способная к неограниченному саморазвитию, и ее осуществление – это выполнение человеком как её субъектом определенных функций (Л.С. Выготский), педагогическая деятельность должна осуществляться на базе методологических знаний, дающих ключ к быстрому принятию профессионально обоснованных, нестандартных и новаторских решений.

Выделяются необходимые признаки научно-педагогического мышления:

  • умение наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдений, отделять существенные факты от несущественных;
  • умение проводить эксперимент (постановка, объяснение и оформление результатов);
  • умение осуществлять активный поиск на его отдельных этапах;
  • понимание структуры теоретического знания;
  • овладение общенаучными идеями и принципами;
  • умение выделять главное в сложных явлениях природы, абстрагироваться, анализировать и обобщать материал;
  • осознание методов научного познания;
  • умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать сущность предметов и явлений, видеть их противоречия [3].

Под общими исследовательскими умениями понимаются умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская компетентность проявляется в теоретической грамотности, владении методами психолого-педагогического исследования, умении обрабатывать эмпирические данные, формулировать выводы, представлять результаты исследования.

С позиций процессуально-технологического подхода «исследовательская компетентность» рассматривается как обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой понимаются знания как результат познавательной деятельности человека в определенной области науки; методы и методики исследования, которыми необходимо овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность; мотивация и позиция исследователя, его ценностные ориентации.

Ряд исследователей (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.) включают в понятие «компетентность» совокупность личностных качеств, необходимых для эффективной исследовательской деятельности, поэтому компетентность отождествляется с «функциональной компетентностью» (функционально-деятельностный подход).

Выделяются общие и частные качества учителя-исследователя. К общим характеристикам исследователя относят: устойчивую направленность на достижение проблемы исследования; одержимость в работе, нонконформизм и чувство долга; критичность и самокритичность, постоянную неудовлетворённость достигнутым результатом, сознательное ограждение себя от других занятий и дел; мощный интеллект, ярко выраженную способность устойчиво концентрировать работу своего интеллекта на нестандартное решение теоретических и экспериментальных задач; повышенную наблюдательность к явлениям научного интереса; высокую результативность в науке.

К частным качествам относят: стиль научного исследования, разные виды потребностей и разный уровень способностей к прослеживанию предмета исследования в его элементарных и более сложных проявлениях; собственное видение «белых пятен» в предмете изучения; честность, открытость и смелость в отстаивании своих взглядов; моральную силу и физическое здоровье.

Конечно, личности педагога-исследователя должны быть присущи такие качества: самостоятельность, инициативность, способность преодоления стереотипов, высокий уровень самооценки, чтобы учитель мог генерировать идеи, а не ждать их извне. Нужно хорошо осознавать свой творческий потенциал, а не только обладать им.

В рамках компетентностного подхода в целом ряде работ исследовательская компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности учителя, включающая знания, умения, ценности, опыт, личные качества, рефлексию в различных вариантах.

Различные подходы к понятию исследовательской компетентности педагога позволяет сделать следующий вывод: «исследовательская компетентность» учителя – значимая характеристика его личности, определяемая суммой знаний, умений и навыков, личностных качеств, приобретаемых в процессе обучения и исследовательской деятельности, которая определяет готовность учителя к их использованию в профессиональной педагогической деятельности, в частности в опытно-экспериментальной работе.

Этапами формирования знаний, умений и навыков исследовательской деятельности учителя являются следующие:

1) учитель осваивает традиционные формы методической работы, основывающиеся на концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических кадров;

2) работа учителя ориентирована на концепцию педагогического творчества, изучение и обобщение передового педагогического опыта (этап дидактического осмысления учителем своей деятельности). Учитель анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с технологиями обучения;

3) разработка учебно-методической литературы, учитель осознает необходимость собственной исследовательской деятельности, принимает участие в разработке учебных программ, изучает возможности технологии обучения и преподавания своего предмета;

4) реализация собственных идей, учитель изучает свой опыт, разрабатывает авторские программы и учебно-методические комплексы к ним, разрабатывает отдельные элементы технологии обучения;

5) разработка нового педагогического знания предполагает подготовку учителем научных статей, написание им научных работ, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения [2].

Все исследовательские умения, необходимые для успешного осуществления деятельности учителя, можно объединить в следующие группы:

- операционные исследовательские умения (применять методы научного познания, выдвигать гипотезу, намечать цели и задачи исследования, делать выводы из полученных результатов и теоретического анализа концепций);

- организаторские исследовательские умения (применение приемов самоорганизации и исследовательской деятельности, планирование научно-исследовательской работы, проведение самоанализа и самоконтроля, регулирование своих действий в процессе работы);

- практические исследовательские навыки (работа с литературой, проведение экспериментального исследования, наблюдение фактов и явлений, сбор и обработка данных, внедрение полученных результатов в практическую деятельность);

- коммуникативные исследовательские умения (приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, участие в обсуждении задания и распределении обязанностей при проведении коллективного исследования, осуществление взаимопомощи и взаимоконтроля, изложение результатов при их анализе в проблемной группе, на научной конференции).

Таким образом, для проведения педагогического эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы педагог должен овладеть конкретными нормативными знаниями и навыками исследовательской работы в области педагогики (методологическая рефлексия, умение осмыслить и оценить собственную исследовательскую деятельность по определенным показателям, характеристикам).

Для того чтобы правильно организовать подготовку учителей к исследовательской деятельности, руководителю необходимо дать общую оценку их педагогической деятельности, а также готовности к исследовательской деятельности. Для этого существует ряд методик по изучению трудностей в работе учителя, оценке конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя, владения исследовательскими умениями, отношения и мотивации к исследовательской деятельности и другие. Основываясь на результатах проведенной оценки, можно будет разработать программу подготовки педагога к научно-исследовательской деятельности.

Литература

  1. Зверева Н.М. Методологическое знание в содержании образования / Н.М. Зверева, А.А. Касьян // Педагогика. - 1993. - № 1.
  2. Коновалова Н.Д. Повышение профессиональной компетенции учителя через исследовательскую деятельность [Электронный ресурс] / URL: http://www.profistart.ru/ps/blog/19522.html
    1. Овчинникова Е.Г. Обучение учителей планированию опытно-экспериментальной работы: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва.1998. – 209 c.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz