ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Федотова М.Г., Ярославова Е.Н.

Семиотко-синергетический подход к  развитию профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности обучающися в непрерывном иноязычном образовании

В условиях углубления и усложнения профессиональной иноязычной коммуникации актуальной является задача непрерывного иноязычного образования, цель  которого заключается в формировании у обучающихся черт профессионально-ориентированной поликультурной языковой личности, проявляющихся  в способности и готовности использовать иностранный язык при решении профессиональных задач в мультикультурной социальной среде.

Исходя из того, что процессы обеспечения коммуникации  в современном мире носят всеобъемлющий характер и пронизывают все сферы деятельности будущего профессионала, главной технологией постиндустриального общества становится интеллектуальный труд в системе «человек-человек», а её основным ресурсом и производящей силой выступает человеческий потенциал и отношения людей, нельзя не учитывать тот факт, что контакты современного профессионала в информационно-коммуникационных сетях и средах носят полиэтнический и поликультурный характер. Как следствие, мы считаем оптимальным рассматривать профессионально-ориентированную поликультурную иноязычную личность как разновидность личности в целом. Такая личность предстаёт как обобщённый образ носителя профессиональных ценностей, знаний и поведенческих потребностей, которые реализуются в условиях профессионально-ориентированного общения с представителями научного социума на основе вербализации фрагментов научного знания, специального подъязыка, национальной культуры и профессионального пространства в их единстве и взаимообусловленности.

Основываясь на том, что профессионально-ориентированная  поликультурная языковая личность проявляется в уровне сформированности профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности, мы рассматриваем  данный вид компетентности как  способность и готовность будущего профессионала к сложной речевой деятельности, обусловленной профессиональными информационными возможностями и потребностями. Данная компетентность представляет собой специфическую форму профессионально-ориентированного общения и диалога, основными целями которого являются: оперативная ориентация, поиск, прием, присвоение и последующее целевое применение профессиональных знаний на основе вербализации фрагментов когнитивного, социокультурного языкового пространства.

В качестве практико-ориентированной тактики разработанной нами концепции непрерывного иноязычного образования в условиях исследовательского университета избран семиотико-синергетический подход. Исходя из того, что процесс овладения профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентностью как и любой другой процесс, имеющий педагогическую основу, является информационным по своей природе, он предполагает оперирование информацией, которая носит знаковый характер. Как результат, успех коммуникации зависит от её семиотического обеспечения, которое помогает находить действенные каналы средств коммуникации, методов информационной защиты [5]. Общепризнано, что семиотика представляет моделирующую систему, с помощью которой субъект коммуникации моделирует в своём сознании фрагмент мира и порождает актуальную информацию об этой действительности. Вследствие этого суть семиотического подхода состоит в построении и исследовании семиотического единства информационных процессов в природе и обществе [5], поскольку процессы коммуникации делают необходимым выработку многочисленных систем знаков, с помощью которых люди могли бы передавать друг другу разнообразную информацию и тем самым организовывать свою деятельность.  

В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения, что семиотический подход ‒ это описание и изучение информационного аспекта функционирования сложных систем, которые в процессах общения и познания порождают знаковые последовательности (текст), новые знаки и позволяют понять движение смыслов. В данном ракурсе сущность семиотического подхода проявляется в том, что в ходе непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования, результатом которого является развитие способности к профессиональной межкультурной коммуникации, происходит передача, хранение и переработка информации с использованием знаковых систем, с помощью которых субъекты коммуникации моделируют в своем сознании соответствующую профессиональную мира, необходимую для осуществления профессиональной деятельности.

Следует отметить, что информационный, знаковый характер иноязычной речи, предполагая оперирование разнообразными знаками, формирует и определяет семиотические характеристики человека, которые обладают высокой социально-психологической эвристичностью и могут свидетельствовать об уровне его интеллектуального развития.

Применительно к нашему исследованию семиотический подход означает взаимодействие субъектов культуросообразного образовательного процесса, обусловленного механизмом содействия в формировании профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся в условиях межличностной и межкультурной коммуникации. Включение обучающихся в процесс формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности может осуществляться несколькими способами:

1)   построением индивидуальных стратегий речевого поведения для каждого участника межкультурного общения с использованием приёмов стимулирования речемыслительной активности в режиме учебного аутентичного общения на основе диалога и полилога;

2)   воздействием на обучающегося с целью актуализации потребностей в личностной индивидуализации для создания истинной мотивации;

3)   установлением субъектно-субъектных отношений участников межкультурного общения на основе интерпретации информации и создания различных типов дискурса;

4)   отбором учебного содержания с учётом специфики и разнообразия профессионального дискурса:

5)   стимулированием овладения обучающимися стратегиями освоения иноязычного пространства, моделями вербального, так и невербального поведения с учётом культурной специфики взаимодействия.

Вторым направлением в определении практико-ориентированной тактики развития профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности является синергетический подход.

Синергетика сегодня относится к универсальной методологической парадигме, которая изучает сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой интегральный подход к исследуемым объектам. Свидетельством этому являются направления экстраполяции идей синергетического подхода в области гуманитарного научного знания: психосинергетика, лингвосинергетика, синергетическая педагогика, синергетическая лингводидактика. В задачи синергетики входит  познание общих принципов и закономерностей, а также выявление условий, при которых системы различной природы (социальные в том числе) становятся способными к самоорганизации [4]. Под самоорганизацией понимают процесс создания, воспроизведения или совершенствования сложной динамической системы. Установлено, что процессы самоорганизации характерны для систем, обладающих высоким уровнем сложности, которые характеризуются: а) наличием большого количества элементов; б) определённой взаимосвязью между ними, которая имеет не жесткий, а вероятностный характер; в) образовательными отношениями, имеющими нестаблильный, неустойчивый характер, что наиболее полно отражает их человеческую сущность [1].

Системное представление синергетической педагогики представлено в  трудах Л.К. Гейхман, С.К. Гураль, М.А. Фёдоровой [2;3;6] и др.   Синергетическая сущность профессионально-ориентированного иноязычного образования может быть изложена следующим образом.

      1) Система образования ‒ это открытая система. Её открытость   проявляется в междисциплинарности,   интеграции  с основными тенденциями развития  мировой педагогики, внедрении информационно-коммуникационных и кооперативных технологий, восприимчивости  к изменяющимся социокультурным условиям  общества, культуры коммуникации.

2) Самоорганизация системы образования выражается  в  самореализующем характере  взаимодействия  между  участниками образовательного процесса, который содействует развитию  индивидуальности обучающегося, созданию условий  выбора и самостоятельного пути учения. При этом происходит профессиональная самореализация обучающего.

       3) Нелинейность в практике  непрерывного иноязычного  образования для обеспечения его развивающего эффекта определяет возможность как конструктивного, так и деструктивного развития системы. В отличие от традиционного подхода к иноязычному  образованию как взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности, современная интерпретация  его цели  ‒ формирование поликультурной языковой личности, способной к межкультурной коммуникации. При этом способность к осуществлению межкультурной коммуникации  не есть сумма речевых навыков и знаний о социокультурных нормах [3].

      4) Незамкнутость системы иноязычного образования проявляется в  расширении информационного поля (за счёт реализации идеи мультилингвализма), которое может оказывать  неоднозначное влияние на развитие человека.

       5) Для образовательных систем не исключены состояния хаоса и  неопределённости, возникающие  в ситуации отсутствия единого решения и подхода. Сами же устремления обучающихся  могут быть спонтанными.

6) Неустойчивость системы образования имеет место, когда субъекты  образовательного процесса сталкиваются  с неопределённостью, либо с явлениями отрицательного характера, которые являются для них критическими. Осмысление этого принципа указывает на основания организации  развивающей образовательной среды, способствующей переходу «человекомерной системы» на более сложный уровень организации [3].

7) Система образования содержит элементы бифуркаций, что означает альтернативные варианты возможностей, релевантных как для обучающих , так и обучающихся.

8) Аттракторами  системы образования служат  относительно устойчивые  состояния, на которые выходят процессы эволюции (содержание образования, технологии обучения и др.).

9) Как и  другие педагогические системы, образовательная система обладает свойствами  флуктуации, что означает  постоянные  изменения,  колебания, отклонения, порождающие состояние нестабильности [6]

Таким образом, синергетический подход к формированию профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности представляет современную методологическую основу проектирования системы иноязычной подготовки. С этих позиций иноязычное образование относится к числу сложноорганизованных и открытых социальных систем, находящихся в процессе постоянного саморазвития и изменчивости (стохастичности). В своём развитии данная система, будучи неотъемлемой составляющей системы профессиональной подготовки (и субъекты образования, как неотъемлемая составляющая данной системы),  характеризуется непрерывностью, неустойчивостью и неравномерностью, которые как количественные и качественные характеристики в результате синергетического процесса могут утрачивать отрицательные значения и превращаться в свою противоположность: прерывность, устойчивость и равномерность. В диалектической сумме первых характеристик возникает конфликт, противоречия, неустойчивость,  а в сумме вторых, возникает устойчивость. Это происходит за счёт перехода от внешней регуляции к саморегуляции на основе самоактуализации ресурсов системы, которые осуществляют свободный выбор и построение стратегии и  тактики обучения иностранным языкам, прогнозирование результатов, что в целом выступает показателем эффективности функционирования системы.

Литература

  1. Бондаревская, Е.В.  Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций/Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич// Педагогика. ‒ 2004. ‒ №10.  С.23 ‒ 31
  2. Гейхман, Л.К. Синергетическая педагогика: монография /Л.К. Гейхман, Л.В. Кушнина, А.В. Кушнин. ‒ Пермь: Изд-во Перм.гос.техн.унта-, 2011. ‒ 176 с.
  3. Гураль, С.К. Синергетические аспекты лингвистического образования/ С.К. Гураль, О.Е. Богданова//Язык. Культура. Общение: Сборник трудов в честь юбилей заслуженного профессора МГУ им.  М.В. Ломоносова С.Г. Тер-Минасовой. ‒ М.: Гносис, 2008. ‒ С. 298 ‒  308
  4. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2005. – 174 с.
  5. Мечковская,  Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. филол., лингв, и переводовед. фак. высш. учеб. заведений /Н.Б. Мечковская. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с.
  6. Фёдорова, М.А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы/ М.А. Фёдорова: дисс. …канд. пед.н. ‒ Ставрополь, 2004. ‒ 164 с.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz