ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Хусяинова Н.Ш.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов  педагогического  колледжа

 

        Проблемы дефицита двигательной активности и ухудшения здоровья дошкольников требует привлечения к работе с детьми квалифицированных, компетентных специалистов - руководителей физического воспитания. В  нашем колледже на отделении «Дошкольное образование» была введена дополнительная подготовка студентов в области физического воспитания и развития детей.

        Для повышения качества профессионального образования преподавателями комиссии «Медико-социальных основ здоровья» была разработана Программа дополнительного образования, составлены рабочие учебные программы, планы педагогической практики на каждый семестр с методическими рекомендациями. В основу их целеполагания и содержания были положены требования к формированию компетентности будущего специалиста в области физического воспитания.

        Для ориентации студентов на дополнительную подготовку нами проводится большая допрофессиональная работа.

        Мы привлекаем студентов к активной спортивно - массовой работе в колледже, проводим индивидуальные собеседования, организуем:

  • «круглые столы» с выпускниками, которые работают  руководителями физического воспитания в ДОУ,
  • выезды в дошкольные образовательные учреждения, где показываем интересные творческие нетрадиционные формы физкультурно - оздоровительной работы с детьми.

       Всё это повышает у студентов интерес к дополнительной подготовке, ответственность и осознанность выбора.

        Преподавателями нашей предметно-цикловой комиссии разработана профессиограмма, которая позволяет студентам прогнозировать свой профессиональный рост и повышение компетентности.

 

Направления профессиограммы.

I  –  мотивационно – личностное.

        Цель: формирование мотивационно-личностной готовности к профессиональной деятельности.

      Вызвать устойчивый интерес к вопросам физического воспитания и развития дошкольников и желание работать руководителем физического воспитания помогает образец высококвалифицированной работы, учителей физкультуры в колледже.

       Со студентами - будущими руководителями физического воспитания работает дружная команда преподавателей методики, физкультуры,  классных руководителей,  руководителей практики, мы на деле осуществляем личностно - ориентированную модель профессиональной подготовки.

        Все члены комиссии на деле демонстрируют и уделяют особое внимание воспитанию таких профессионально-значимых качеств, как целеустремлённость, активность, дружелюбие, надёжность, трудолюбие, ответственность, оптимизм, настойчивость, самообладание.

         Студенты видят искреннее стремление педагогов помочь им в овладении нужными и важными для будущего специалиста качествами.

        Терпение, упорство, творческая увлечённость преподавателей комиссии позволяет формировать профессиональную направленность, личностную заинтересованность студентов , ответственность за создание здоровьесберегающей среды.

        Экскурсии в ДОУ, просмотр физкультурно - оздоровительной работы педагога-мастера, изучение функциональных обязанностей руководителя физического воспитания в соответствии с профессиограммой позволяют создать целостное представление о будущей профессии, увидеть перспективы работы над собой.

II  - физическая подготовка студентов.

        Цель: формирование физической готовности к профессиональной деятельности.

      Уровень физической подготовленности студентов разный, поэтому особое внимание уделяется разработке индивидуального образовательного маршрута для каждого из них. На уроках физкультуры, предметах дополнительной подготовки все преподаватели целенаправленно работают над техникой выполнения студентами физических упражнений.

       Практические занятия проводятся в спортивном и тренажёрном зале, на площадке, в бассейне, на катке с использованием специального оборудования. Кроме этого, студенты, получающие дополнительную подготовку, занимаются в спортивных секциях и кружках, являются членами сборных команд по разным видам спорта. Спортивные команды колледжа успешно выступают в  городских соревнованиях и занимают призовые места.

III – комплексное.

        Цель: формирование теоретической, практической и организационной готовности к профессиональной деятельности.

        С 1 курса для развития организаторских способностей студенты привлекаются к проведению спортивно-массовой работы в колледже. Это организация туристических походов,  дней здоровья,  военно-спортивной эстафеты, соревнований по лёгкой атлетике, прыжкам на скакалке, лыжным гонкам, волейболу, баскетболу, ритмической гимнастике.        

        Большое внимание в обучении уделяется

  • формированию навыков планирования , организации и проведения физкультурных занятий, туристических походов, дней здоровья, спортивных праздников;
  • умению осуществлять диагностику функциональных возможностей сердечно - сосудистой  и дыхательной системы дошкольников,
  • тестирование количественных и качественных показателей овладения детьми основными движениями, уровня развития их физических качеств

        Практические навыки работы с детьми вырабатываются при выполнении тренинговых заданий, разрешении специально разработанных проблемных ситуаций, решении педагогических задач, участии в смотрах и  конкурсах творческих конспектов, демонстрации разнообразного нестандартного оборудования, изготовленного руками студентов, моделирование педагогического процесса в ДОУ, самопрезентации творческих находок.

        На педагогической практике студенты включаются в проведение всех форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, бодрящая гимнастика, спортивный досуг и праздник, «день здоровья» и туристический поход).  Традицией стало проведение  на преддипломной практике дней творчества, в содержание которых студенты включают проведение сюжетных игровых гимнастик с элементами самомассажа, дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, зрения; свободные импровизации под музыку с имитацией движения обитателей леса, луга, моря; космические путешествия на планету красоты и здоровья; поиски клада; спасение героев любимых мультфильмов.  В таких формах работы студенты в сотрудничестве с преподавателями показывают умения решать профессиональные задачи, связанные с физическим развитием детей. Совместное творчество проявляется и в создании учебных видеофильмов «Профилактика нарушения осанки», «Профилактика невротических состояний», «Активный отдых дошкольников».

         Особую заботу преподавателей представляет формирование навыков работы с родителями и воспитателями ДОУ. Кроме традиционных родительских собраний и консультаций учим студентов проводить тренинги по обучению родителей различным физическим упражнениям, совместные спортивные досуги и праздники. Консультации для воспитателей готовим в виде практических занятий, деловых игр.

IV– формирование готовности к исследовательской деятельности.

       Проблемы  здоровьесберегающей и здоровьесозидающей  педагогики находятся в центре изучения преподавателей и студентов, которые занимаются дополнительной подготовкой в области физического воспитания и развития детей.

        Преподавателями комиссии разработана тематика выпускных квалификационных работ, рекомендации к их выполнению. Помощь студентам в изучении выбранной ими  проблемы, заключается в подборе литературы для изучения, в проведении диагностики, в совместном творческом поиске новых интересных технологий, повышающих качество физкультурно - оздоровительной работы для укрепления здоровья.

       Студенты со своими исследованиями выступают на ежегодных «Днях науки», на межрегиональных научно-практических конференциях.

        Опытно-экспериментальная работа способствует приобретению необходимых для профессиональной деятельности умений, навыков, педагогической рефлексии. 

        Положительным опытом подготовки в дополнительной области можно считать тот факт, что 80% выпускников работают руководителями физического воспитания в ДОУ. Выпускники видят сегодняшние проблемы оздоровления и физического воспитания дошкольников, справляются со своими функциональными обязанностями и реализуют в работе с детьми все направления профессиограммы.

       Сложившаяся система работы в колледже помогает  совершенствовать качество  профессиональной подготовки, расширять  педагогические возможности выпускников, становиться более компетентными, гибкими и конкурентоспособными специалистами – руководителями  физического воспитания.     

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz