ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ  ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 

Желтова М.Н. преподаватель ГОУ СПО  Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

Приоритетными национальными проектами нашего государства на 2009-2012 годы являются «Образование»  и «Здоровье». В их рамках определены основные направления работы, в частности, следующие: модернизация  институтов образования как инструментов социального развития, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Эти проекты невозможно осуществить без активного участия педагогов, классных руководителей, владеющих профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающими здоровье участников образовательного процесса. При этом на наш взгляд, значимо, чтобы такую работу осуществляли педагоги, ведущие здоровый образ жизни, способные стать примером для своих учеников.  Важно, чтобы данная работа велась системно при поддержке всего коллектива и при этом была востребована учащимися. В условиях педагогического колледжа воспитание у учащихся потребности в ЗОЖ приобретает особый смысл, т.к. именно будущие педагоги  через некоторое время будут пропагандировать ЗОЖ среди своих воспитанников.

В практике отечественного образования сложился ряд традиционных форм воспитания ЗОЖ у учащихся. Речь идет о таких формах, как: обязательные уроки физкультуры, физкультурная пауза, запрет на курение в стенах учебного заведения, воспитательные беседы на тему здоровья. Однако опыт показывает, что использование только таких форм работы не даёт желаемого результата. Не так сложно создать условия, при которых учащиеся будут выполнять определенные правила в учебном заведении, но гораздо сложнее добиться соблюдения правил ЗОЖ вне стен школы.

Таким образом, перед современным педагогом стоит задача найти  такие способы педагогического взаимодействия, такие формы работы, которые помогли бы учащимся принять стиль поведения, ориентированный на формирование ЗОЖ. Использование этих форм в условиях педагогического колледжа будет способствовать решению одновременно двух задач: воспитанию потребности ЗОЖ у учащихся и накоплению опыта у будущих педагогических работников (студентов колледжа) по воспитанию потребности в ЗОЖ. На наш взгляд, это могли быть активные формы обучения, такие как: проблемное обучение, проектное обучение, элементы игровых, интерактивных технологий. Такие формы побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе воспитания потребности в ЗОЖ.

В этой статье мы хотим поделиться накопленным опытом использования некоторых активных форм работы по воспитанию ЗОЖ учащихся. За многие годы работы педагогического коллектива нашего колледжа сложилась система подобной работы. На наш взгляд, этот опыт может быть востребован как практикующими педагогами, так и в процессе подготовки будущих педагогических работников к формированию ЗОЖ у современных учащихся.

Что побуждает нас с вами к каким либо действиям? Мы начинаем что-то делать, если это нам нужно, необходимо, т.е. возникает потребность в чем-либо. Для современных учащихся, в большинстве своем, здоровье не является такой необходимостью. То есть теоретически все хотят быть здоровыми, но при этом потребность в практических действиях, обеспечивающих  здоровый  образ жизни, отсутствует. Поэтому и необходимо создавать условия для воспитания потребности в ЗОЖ.

Нашу работу мы строили с учетом базовых потребностей учащихся, присущих возрасту учащихся педагогического колледжа - 15-18 лет. В первую очередь, мы опирались на социальные потребности в самоутверждении, самовыражении и самоопределении.

Определяя ЗОЖ как одно из условий  реализации  ведущих потребностей, можно добиться некоторых результатов в  воспитании потребности в ЗОЖ.

Прежде всего, мы выделили приоритетные задачи работы: самостоятельная выработка индивидуального способа ЗОЖ (пищевого поведения, психосаморегуляции, половых отношений), формирование умения анализировать собственное здоровье, умения управлять собственным здоровьем.

Работу начали с формирования мотивации – «Зачем все это мне надо?». Мы начинали разговор с учащимися с планов на будущее. Здесь хорошо срабатывал прием - рассказ «Я через 5 лет». Отталкиваясь от заявленных планов на будущее, мы вместе с учащимися определяли условия, которые помогут (помешают) реализации данной перспективы. При обсуждении внимание концентрировалось на роли здоровья в реализации планов. Цель такого обсуждения - осознание ведущей роли здоровья в достижении любой жизненно-значимой цели.

В ходе дальнейшей работы мы проводили самоанализ ценностных ориентаций (используется модифицированная методика М.Рокича, адаптация А.Гоштауса, А.А. Семенова, В.А. Ядова) – учащиеся самостоятельно определяли, насколько значимо для них здоровье, ЗОЖ. Свои мысли предлагалось оформить в виде сочинения - рассуждения «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто».

Учащимся  предлагалось определить факторы, влияющие на здоровье человека и подобрать примеры, подтверждающие их влияние на человека. Основной вывод, к которому мы подводили учащихся – осознание того, что решающее влияние на наше здоровье оказывает наш образ жизни и выбор ЗОЖ.

Также предполагается ведение «Дневника здоровья» учащегося, куда он заносит данные о себе, о состоянии своего здоровья, анализирует их и составляет для себя рекомендации. Полученные данные сравниваются, обсуждаются (данные могут предъявляться анонимно).

Следующий прием состоял в том, что учащимся предлагалось сделать запись собственной диеты за 3-5 дней, оценить ее  в соответствии с современными законами питания и составить рекомендации по улучшению.

Кроме того, проводились тесты для оценки собственного физического состояния, которые студенты выполняли самостоятельно, и на основе полученных данных составляли индивидуальную систему занятий.

Большая социально острая проблема сегодня - вредные привычки у молодежи. Для формирования навыка  принятия правильного решения (отказа от вредных привычек) на занятиях совместно с учащимися создавалось «древо принятия решения».

Важное значение в сложившейся системе работы имеет проведение ролевых игр, в которых подросток попадает в искусственно созданную ситуацию и упражняется в использовании принятого решения с одной стороны, с другой – он получает опыт работы по профилактике вредных привычек с позиции педагога.

Интересно для учащихся проходил конкурс «Самая некурящая группа». В ходе конкурса анонимно опрашивались учащиеся всех групп (используется помощь волонтеров), результаты подсчитывались и предъявлялись публично, победители были награждены экскурсией. Также интересно прошли и другие конкурсы: антиреклама табачных изделий, конкурс плакатов, посвященных борьбе с наркоманией, СПИДом.  

Эмоциональный отклик вызывает  такая форма работы как  «Письмо другу (знакомому)», который употребляет наркотики.

Для формирования собственного стиля полового поведения в  работе мы делаем упор на знакомство с человеческими чувствами, такими как дружба, влюбленность, любовь. Для этого использовали подборки стихотворений, которые часто писали сами учащиеся, отрывки из художественных произведений, фильмов, коллажи. Также хороший прием – обсуждение и анализ представленных ситуаций.

Традиционно проводятся просмотры фильмов, посвященных сохранению здоровья человека, например, «Под угрозой СПИДа», «Раковая клетка» с последующим обсуждением, поиском ответов на заранее поставленные вопросы. Студентам также  предлагалось составить свой сценарий фильма о здоровье.

Учащиеся активно участвуют в конкурсе  презентаций  на тему  «Здоровый образ жизни», «Мое здоровье», «Я выбираю ЗОЖ», в размещении материалов на сайтах, в блогах, посвященных проблемам здоровьесбережения.

Невозможно осуществлять работу с учащимися без взаимодействия с семьей. Для привлечения родителей мы использовали выступления на родительском собрании. Это делали не только педагоги, но и сами учащиеся.

Таким образом, главным в представленной системе работы по воспитанию потребности в ЗОЖ являлось взаимодействие с учащимися, предполагающее постановку перед учащимися проблем, но не дающее готового решения. Именно поисковая деятельность способствовала достижению высоких показателей воспитания потребности к ЗОЖ. Надеемся, что наш опыт окажет помощь всем заинтересованным лицам (педагогам, студентам, родителям, медицинским работникам)  - в поиске путей сохранения и преумножения здоровья.

Литература.

1. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 1986.

2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. - СПб Детство-Пресс, 2000.

3. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья .Образовательные программы по валелогии. - СПб.,1994.

4. Колесникова М.Г. Практикум по валеологии. – СПБГУПМ, 2000.

5. Колесникова М.Г. Практикум. Учебно-методическое пособие. -  СПБАППО, 2006.

6. Татарникова Л. Г. «Технологии валеологического   развития ребенка в ДОУ» - СПБГУПМ, 2000.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz